1. Комментарии о правах и обязанностях пассажиров [...] Особенность взаимоотношений пассажира и железной дороги состоит в том, что, в отличие от большинства других сфер, вы не можете выбирать себе партнера. Если, например, вам что-то не понравилось в каком-то магазине, то вы идете в другой магазин. На железной дороге такое невозможно: это единая система ? монополист. Поэтому основное внимание обратите не на проблему выбора, а на ваши права: вы не можете выбирать, но можете добиться, чтобы вас обслуживали так, как этого требует закон.
Заключаем договор железнодорожной перевозки. Покупая железнодорожный билет, вы заключаете с железной дорогой договор перевозки пассажира (и багажа). По этому договору железная дорога обязуется предоставить вам определенную услугу: перевезти вас ? пассажира ? и ваш багаж в пункт назначения, предоставив вам место в поезде согласно купленному билету, обеспечить вам за отдельную плату дополнительные услуги ? подать чай или кофе, предоставить постельное белье. В свою очередь, вы, пассажир, должны оплатить проезд, а при сдаче багажа ? и его провоз. Но вы, пассажир, имеете еще и обязанности: соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу железной дороги.
Покупаем железнодорожный билет. Чтобы отправиться в поездку, сначала надо приобрести билеты. Пассажир имеет право купить билет в любой поезд и в любой вагон до нужной ему станции назначения.
От чего зависит цена билета? От расстояния. Чем дальше вы едете, тем дороже билет, причем стоимость 1 километра снижается по мере того, как расстояние перевозки возрастает. От категории поезда. Поезда делятся на фирменные, скорые, пассажирские. И не обязательно скорый будет в пути меньше, чем пассажирский, хотя обычно это так... От класса вагона. Различают вагоны спальные, купейные, плацкартные, общие. Спальные ? самые дорогие, общие ? самые дешевые. Различаются эти вагоны количеством пассажиров и, соответственно, уровнем комфорта. От набора дополнительных услуг при продаже билетов: например бронирование (вы сначала заказываете билет, а потом его выкупаете), доставка билета вам на дом и т. п. Существуют также специальные скидки для отдельных категорий пассажиров: студентов, детей и т. п. Пассажир может провезти с собой бесплатно одного ребенка не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места.
Сдаем вещи в багаж. Вы вправе бесплатно провозить с собой ручную кладь (то есть то, что вы берете с собой в купе, а не сдаете в специальный багажный вагон) весом не более 36 килограммов. При этом имейте в виду, что за ее пропажу железная дорога не отвечает. Пассажир может сдавать к перевозке багаж ? за отдельную плату. В качестве багажа от вас примут такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне и не могут причинить вреда багажу других пассажиров. Для перевозки багажа пассажиру необходимо предъявить свой билет, и вещи будут отправлены в том же поезде, в котором поедет пассажир. Вы должны сдать багаж не позднее, чем за 20 минут до отправления поезда. Чтобы подтвердить прием вещей к перевозке, вам выдадут багажную квитанцию. Обязательно потребуйте этот документ и сохраните его ? на станции назначения багаж выдадут предъявителю багажной квитанции. При сдаче в багаж дорогих вещей обязательно объявите их ценность, проверьте, чтобы она была занесена в багажную квитанцию и заплатите по установленному тарифу. Тогда, если с вашим багажом что-то случится, железная дорога будет обязана выплатить вам его двукратную стоимость. Если же ваш багаж принят к перевозке без объявления ценности, то в случае его пропажи железная дорога будет отвечать в размере, предусмотренном специальным тарифом.
Наши права в пути... Итак, вы купили билет, погрузили багаж и сели в поезд. На что вы имеете право?
Вы можете занять в пути свободное место в вагоне более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда. Вы можете продлить срок годности билета, например, если вы заболели в пути, то на все время болезни. Билет будет продлен и в случае, если вы сделаете остановку в пути на срок до 10 суток. Тогда вы продлеваете срок годности билета у начальника вокзала в том месте, где хотите задержаться. По истечении продленного времени вы садитесь в поезд и едете дальше ? при наличии в поезде свободных мест, о чем вы радостно узнаете в кассе вокзала. Или, к примеру, вы едете по железной дороге с пересадками, у вас билеты на несколько поездов, согласованных по времени, и вы не успели на очередной поезд из-за опоздания предыдущего. В таком случае вам также должны продлить билет на все то время, пока не появится возможность продолжить поездку. Может случиться, что вам не могут предоставить место в вагоне согласно купленному билету. В этом случае железная дорога обязана с вашего согласия обеспечить вам место в другом вагоне, даже более высокой категории и без доплаты. Если же вам предоставят более дешевое место, то должны вернуть разницу в стоимости проезда. Если вы отказываетесь от предложенной замены места, железная дорога возвратит вам стоимость проезда. Вы можете один раз в течение поездки изменить маршрут, указанный в билете, не изменяя станции назначения. Например, можете поехать по билету Москва ? Самара не из Москвы, а с какой-нибудь промежуточной станции, к примеру, из Рязани. Вы можете поехать с поездом, отходящим раньше того, на который взят билет, если, конечно, там есть место. Если ваша поездка прекратится до того, как вы доберетесь до станции назначения, то вы имеете право получить обратно стоимость проезда (кроме стоимости спального места) за оставшийся путь.
Ответственность железной дороги. Железная дорога отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение багажа, а также за просрочку его доставки, если не докажет, что все эти беды произошли не по ее вине. Если доставка багажа просрочена, железная дорога уплачивает штраф в размере 10% оплаты провоза за каждые сутки просрочки. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается начальником станции назначения при выдаче багажа на основании акта, составленного по вашему требованию.
Как быть, если с вами произошел несчастный случай. А если вдруг (не дай Бог, конечно) по вине железной дороги с вами произошел несчастный случай? В стоимость билета обязательно включается сумма страхового взноса. И если на железной дороге с вами произойдет какая-то неприятность (например, вам на голову упадет пассажир с верхней полки), то страховщик (организация, с которой у железной дороги заключен договор о страховании пассажиров) выплатит вам страховую сумму ? в пределах 120 минимальных зарплат, в зависимости от тяжести травмы. Если в результате несчастного случая пассажир умрет, то его наследникам выплачивается вся страховая сумма (120 минимальных окладов). При этом имейте в виду, что страховая сумма выплачивается железной дорогой независимо от того, был ли пострадавший застрахован где-нибудь еще. На железной дороге обязаны составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем с застрахованным пассажиром. Деньги должны быть выплачены на основании акта в срок до 10 дней после получения страховщиком акта о происшедшем несчастном случае.
Восстановление справедливости. Однако если ваши права и нарушены, то, согласно законодательству, вы не можете сразу идти в суд. Вы обязаны сначала обратиться к железной дороге с претензией, и только если она откажется удовлетворить ваши требования, вы имеете право на судебное разбирательство. Претензии предъявляются к управлению железной дороги (по вашему выбору: по месту отправления или месту назначения) в течение 6 месяцев, исключая претензии об уплате штрафов, по которым вы можете жаловаться в течение 45 дней. Железная дорога должна рассмотреть вашу претензию и сообщить вам о результатах рассмотрения в срок от 45 дней до 3 месяцев. И только если вам откажут, следующим пунктом назначения будет суд.
2. Выдержки из Правил оказания услуг пассажирам
I. Общие положения
[...]
2. При перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд всем пользователям услуг железнодорожного транспорта предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. По договору перевозки железная дорога обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде и их багаж, а также груз и грузобагаж грузоотправителей (отправителей). При этом пассажиры обязуются оплатить согласно установленным тарифам свой проезд, при сдаче багажа - его провоз, а грузоотправители (отправители) - провоз груза и грузобагажа. Заключение договора перевозки пассажиров удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажирами багажа - багажной квитанцией, сдача грузоотправителями (отправителями) груза и грузобагажа - соответственно транспортной железнодорожной накладной и грузобагажной квитанцией. Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов, багажа и грузобагажа. Обеспечение целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром, является обязанностью пассажира.
[...]
5. Ответственность железных дорог, пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) багажа, грузобагажа и груза за нарушение обязательств по перевозке, а также порядок предъявления претензий регулируются Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" и иными федеральными законами.
II. Информация о предоставляемых услугах
6. Железная дорога должна обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения: а) перечень работ и услуг, их стоимость; б) время отправления и прибытия поездов; в) стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, а также перевозки грузов, багажа и грузобагажа; г) работы и услуги при продаже проездных документов (билетов); д) сроки продажи проездных документов (билетов); е) предметы и вещи, запрещенные к перевозке в виде ручной клади, багажа и грузобагажа; ж) предметы и вещи, запрещенные к хранению в виде ручной клади; з) время работы билетных и багажных касс, товарных контор, камер хранения; и) время прибытия на станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования; к) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, мест взвешивания ручной клади; л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка; м) категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества; н) порядок обязательного и добровольного страхования; о) сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности; п) наименование и юридический адрес железной дороги, которая уполномочена принимать претензии. Указанная информация предоставляется на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей на русском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.
[...]
9. Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров, а также соответствующих сборов доводятся до граждан через средства массовой информации не позднее, чем за 5 дней до их введения в действие, а сведения об изменениях тарифов на перевозки грузов, а также соответствующих сборов - не позднее чем за 10 дней до их введения в действие.
III. Порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и хранению ручной клади
10. Пассажиры обязаны иметь проездные документы (билеты), а железная дорога обязана оформить их выдачу при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. При этом льготы распространяются только на оплату стоимости проезда таких граждан. Лица, имеющие право проезда со скидкой, пользуются этим правом в поездах и вагонах всех категорий, а лица, имеющие право бесплатного проезда, - в жестких вагонах с 4-местными купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низких категорий, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
11. Железная дорога имеет право отказать в продаже проездного документа (билета) при отсутствии свободных мест в поезде (за исключением пригородных поездов).
12. Приобретение проездного документа (билета), кроме билетов на пригородные поезда, производится на основании сведений о документе,удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении). При оформлении проездного документа (билета) на поезда дальнего и местного следования указание фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным. Пассажир обязан проверить правильность, указанных в проездном документе (билете), фамилии и номера документа, удостоверяющего личность, а также реквизиты поездки.
[...]
14. Пассажир при посадке в поезд обязан иметь надлежащим образом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, реквизиты которого указаны в проездном документе (билете), а при наличии льгот - также и документ, подтверждающий право на льготы. При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд не допускается. Возврат денег по таким проездным документам (билетам) производится в случаях и в порядке, определяемых правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
[...]
16. Для проезда в поездах дальнего и местного следования пассажиры имеют право: а) приобретать проездные документы (билеты) на любой поезд и в любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров; б) провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; в) делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток; г) продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а в случае не предоставления пассажирам мест в поезде - на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места; д) выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе; е) возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа от поездки получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты; ж) переоформить проездные документы (билеты) для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания дополнительных платежей в случае прибытия поезда, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения, после отправления поезда, согласованного для переприцепки такого вагона. Аналогичный порядок действует и для пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования и имеющих проездные документы (билеты), приобретенные в пункте первоначального отправления, на согласованный поезд от железнодорожной станции пересадки; з) продлить срок действия проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов (билетов). Продление срока действия, возобновление и переоформление проездных документов (билетов) производятся в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
17. Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.
18. Проезд детей в поездах дальнего и местного следования в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых не допускается, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы.
19. При возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего или местного следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право: а) не позднее чем за 15 часов до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты; б) менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты; в) менее чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается; г) получить обратно деньги при возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее чем за 24 часа до отправления поезда, на который оформлен проездной документ (билет), - в размере стоимости проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда - в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный настоящим пунктом. Независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда деньги в размере стоимости проезда выплачиваются в случае отмены поезда, задержки отправления поезда, непредоставления, указанного в проездном документе (билете) места или несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира на согласованный поезд в пункте пересадки, произошедшем по вине железной дороги; д) получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние при прекращении поездки в пути следования. Возврат причитающейся пассажиру суммы осуществляется в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращаются деньги в размере стоимости проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, - в размере стоимости проезда. Возврат денег по неиспользованным проездным документам (билетам) производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира.
20. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) на поезда дальнего и местного следования не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. При наличии возможности восстановить или идентифицировать указанные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановленные утерянные проездные документы (билеты) возврату и переоформлению не подлежат. Возврат денег по утерянным проездным документам (билетам) не производится. Возврат денег по испорченным проездным документам (билетам) производится железной дорогой при наличии отметки железнодорожной станции о времени обращения пассажира в билетную кассу. Восстановление проездных документов (билетов) производится только в случае утраты или порчи проездных документов (билетов), оформленных на проезд от и до железнодорожных станций российских железных дорог в поездах и вагонах формирования российских железных дорог. Восстановление проездных документов (билетов) на обратный проезд производится в пунктах их приобретения или в кассах железнодорожной станции отправления.
21. Каждый пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест при приобретении проездного документа (билета) пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости.
22. Пассажир имеет право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории с разрешения начальника поезда (механика - бригадира). В этом случае пассажир должен заявить об этом начальнику поезда (механику - бригадиру) через проводника вагона. При занятии места в вагоне более высокой категории пассажир оплачивает разницу в стоимости проезда начальнику поезда (механику - бригадиру).
23. В случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
24. При проезде в поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена в стоимость проезда.
25. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг. Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
[...]
27. Пассажир может быть удален из поезда: а) работниками органов внутренних дел - если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются; б) врачебно - медицинским персоналом - если он находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и при этом нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются соответствующие лечебно - медицинские учреждения. В этом случае начальник железнодорожной станции по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему денег в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке и продлении срока действия проездного документа (билета).
28. Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир приобретает билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы. Пассажир вправе провозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет. Возврат пригородных билетов производится в случаях и в порядке, предусмотренных правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Утерянные и испорченные билеты на пригородные поезда не возобновляются, уплаченные за них деньги не возвращаются.
29. Срок действия пригородных, в том числе и абонементных билетов, не продлевается. Пригородный билет для разовой поездки туда действителен на одну поездку туда в соответствии с датой, указанной в нем. На проезд обратно билет действителен в течение одних суток, не считая дня продажи, а также общевыходных и праздничных дней. Если срок действия пригородного билета заканчивается в пути, билет является действительным до прибытия пассажира на железнодорожную станцию назначения.
30. В пассажирских вагонах поездов дальнего и местного следования курение разрешается в установленных для этого местах. В вагонах пригородных поездов, в том числе в тамбурах, курение запрещается.
31. В случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного статьей 130 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет). Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. Уплата штрафа производится железной дорогой из расчета за каждый, полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздание поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается. При частичном удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии заявителя в уведомлении железной дороги должно быть указано основание принятого ею решения. В случае удовлетворения железной дорогой претензии заявителя деньги в размере суммы штрафа по просьбе пассажира пересылаются по месту его жительства или выдаются ему непосредственно на руки. Пассажир вправе отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда. При этом железная дорога возвращает пассажиру деньги в размере провозной платы.
32. Каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей также ручной клади весом не более 36 килограммов, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 сантиметров. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна размещаться в вагонах в специально отведенных для этого местах. Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. Перечень предметов и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренные настоящим пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
33. Каждый пассажир имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
34. Железнодорожные камеры хранения независимо от наличия у граждан проездных документов (билетов) осуществляют хранение ручной клади в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сроки хранения ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов железная дорога ответственности не несет.
35. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 килограммов, и каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его переносить. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как отдельное место.
36. Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров.
37. Не допускается сдача на хранение в ручной клади денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии на железнодорожной станции специализированной камеры хранения.
IV. Порядок оказания услуг по перевозке багажа и грузобагажа
38. Каждый пассажир имеет право при предъявлении проездного документа (билета) сдать за плату для перевозки багаж, а железная дорога обязана принять его и отправить ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или почтово-багажным поездом.
39. Пассажиры могут предъявить для перевозки багаж, а отправители - грузобагаж с объявленной ценностью, за что взимается сбор. Если у работника железнодорожной станции возникли сомнения в правильности оценки пассажиром или отправителем своего багажа или грузобагажа, он имеет право потребовать вскрытия пассажиром или отправителем багажа или грузобагажа для проверки. Стоимость багажа или грузобагажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Продукты питания перевозятся багажом или грузобагажом без объявления ценности и под ответственность отправителя в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
40. Багаж и грузобагаж принимаются к перевозке без вскрытия упаковки. В случае если багаж или грузобагаж предъявлен в неисправной упаковке, железная дорога отказывает в приеме его к перевозке.
41. Багаж перевозится от и до железнодорожных станций, производящих операции по приему и выдаче багажа, но не далее пункта следования пассажира согласно проездному документу (билету). Масса и размеры багажа, а также требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Багаж выдается на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета), оформленного на весь маршрут следования. Выдача багажа производится в течение всего времени, когда железнодорожная станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа.
42. Грузобагаж физических лиц принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя без предъявления проездного документа (билета) от и до железнодорожных станций, открытых для приема и выдачи багажа. Масса и размеры грузобагажа, а также требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
43. Запрещается перевозить в составе багажа или грузобагажа деньги, облигации, документы и другие ценности, бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т.п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа или грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или железной дороге.
44. Багаж и грузобагаж могут приниматься к перевозке заблаговременно, при этом за их хранение взимается плата. Сроки предварительного хранения багажа и грузобагажа устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
45. Железнодорожная станция назначения уведомляет получателя о прибытии в его адрес багажа, доставленного с перегрузкой в пути следования, или грузобагажа заказным письмом, заказной открыткой или по желанию отправителя - по телеграфу и дополнительно по телефону. За уведомление взимается сбор. Прибывший в адрес физических лиц, грузобагаж выдают получателю или по его доверенности, оформленной в установленном порядке, другому лицу по предъявлении паспорта или документа, удостоверяющего личность, под роспись на обороте дорожной грузобагажной ведомости с указанием номера паспорта или документа, удостоверяющего личность, и места жительства. При получении грузобагажа предъявлять грузобагажную квитанцию не требуется.
46. Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения. Если багаж или грузобагаж в пути следования подлежит перегрузке, срок доставки багажа или грузобагажа определяется временем следования по данному пути следования согласованных поездов, в состав которых включены багажные вагоны, с добавлением 1 суток на каждую перегрузку багажа и 2 суток на каждую перегрузку грузобагажа.
47. Даты отправления и прибытия багажа, грузобагажа указываются в перевозочных документах соответственно железнодорожной станцией отправления и железнодорожной станцией назначения.
48. На железнодорожной станции назначения прибывшие багаж и грузобагаж хранятся бесплатно в течение 24 часов без учета дня выгрузки. За хранение багажа и грузобагажа сверх указанного срока взимается плата, размеры которой устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
49. Багаж или грузобагаж считается утраченным, если не прибудет на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа или грузобагажа, и его стоимость подлежит возмещению. Если багаж или грузобагаж прибыл по истечении указанного срока, получатель может получить багаж или грузобагаж и должен в этом случае возвратить железной дороге сумму, ранее выплаченную ему за утрату багажа или грузобагажа в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации". В случае письменного отказа получателя от получения багажа или грузобагажа, либо непринятия им решения о судьбе багажа или грузобагажа, в течение 4 суток после получения письменного уведомления о прибытии багажа или грузобагажа на железнодорожную станцию назначения железная дорога вправе реализовать багаж или грузобагаж в порядке, установленном Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
50. Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня его прибытия, и грузобагаж физических лиц, не востребованный в течение 30 дней с даты письменного уведомления получателя о его прибытии, подлежат реализации в порядке, установленном Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
[...]
Настоящие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 277
|