В Перми к поезду, отходящему в очень неудобное время (почти в два часа ночи местного), прицепляют четыре вагона. Пассажиров встречают проводницы, одетые в форменные камзолы с умопомрачительными эполетами. Как известно, эполеты, являющимися наплечными знаками различия военнослужащих, носились при парадной форме одежды офицеров, генералов и адмиралов в русской армиях, а заводопромышленники Демидовы в военной службе замечены не были. Так при чем тут эполеты? И вообще Демидовы?
Неладное мы почувствовали сразу, когда проводница начала собирать деньги за влажное постельное белье. Надо было сдать 49 рублей 10 копеек. Ну, разве можно представить, что для каждого пассажира проводник найдет сдачу в 90 копеек? Она и не искала. Все заплатили по 50 рублей и улеглись спать. Когда рассвело, вдруг обнаружилось, что купе наше грязноватое и пыльное, пластиковые стены залапаны тысячами грязных рук предыдущих пассажиров, белье застирано, а в туалете нет жидкого мыла и бумажных полотенец, лишь крошечный сиротский кусочек мыла.
Ближе к обеду я спросила проводницу, когда же нам выдадут бизнес-ланч. Не сдерживая раздражения, та ответила, что мы едем в самых дешевых вагонах (!), в вагонах с бизнес-ланчем билеты стоят еще дороже. Борясь с внезапно проснувшимся комплексом неполноценности, направляюсь к табличке под названием "Гарантированные оплаченные услуги". Среди традиционных для всех пассажирских поездов услуг - разноски чая и кофе, обеспечении охлажденной водой и т.д. - я обнаружила и экзотические: "выдача ремней безопасности, уборка салона не менее 3-х раз в сутки и в туалетах по мере загрязнения, но не менее 4 раз в сутки". Уже дома я заглянула в "Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на ЖД транспорте. СП 2.5.1198-03". Там написано: "Влажная уборка должна проводиться не реже 2 раз в сутки и по мере необходимости, при этом обязательна протирка раствором дезинфицирующего средства всех ручек в вагоне. Уборка туалетов с обязательным мытьем полов и стен на высоту 1,5 м должна проводиться не менее 4 раз в сутки и по мере необходимости с применением разрешенных моюще-дезинфицирующих средств. Обеспыливание ковровых дорожек должно производиться пылесосом не менее 2 раз в сутки". Знаете ли вы, что согласно этим же санитарным правилам "Уборка использованного постельного белья осуществляется проводником вагона после высадки пассажира". Ну, наши проводники, по всей вероятности, этих правил в глаза не видели, поэтому влажной уборкой себя не утруждали, а белье по просьбе проводниц за час до прибытия в Санкт-Петербург собирали и сдавали сами пассажиры. Понятное дело, нас много, а их двое. Или одна, не знаю точно. В пути следования проводницы менялись. Хорошо запомнила гренадерского вида Евдокию Фатеевну Беликову. К ней я подошла с просьбой включить кондиционер, когда к полудню дышать в вагоне от жары стало невозможно. Выяснилось, что в вагоне кондиционера нет. Я стала возмущаться: чем же тогда "Демидовский экспресс" отличается от обыкновенного пассажирского поезда? Ответить на этот вопрос Евдокия Фатеевна не смогла, но пожаловалась, что уже неоднократно писала руководству, чтобы сменили этот дребезжащий вагон на новый, так как фирменным может быть вагон не старше десяти лет от роду. Проводники надеялись, что с весны 2004 года время в пути уменьшится, но "Демидовский" по-прежнему "останавливается у каждого столба". А ведь "экспресс - это поезд, идущий с повышенной по сравнению с обычной скоростью", если верить "Советскому энциклопедическому словарю". Однако "Демидовский" пребывает в пути всего лишь на 41 минуту меньше, чем обычный поезд Екатеринбург-Санкт-Петербург, разве это может считаться большим преимуществом?
Обратно мы ехали на обычном поезде, тоже в 17 вагоне. Проводницей на этот раз была милая старательная девушка - Настя Султанова, студентка механико-математического факультета Пермского государственного университета. Летом она - боец студенческого отряда "Урал-Сервис", зарабатывает себе на жизнь. В прошлом году получила 16 тысяч. Ее вагон был еще старее, чем 17 вагон "Демидовского экспресса", но все остальное ничем не отличалось от фирменного поезда. Такое же влажное белье, только стоит дешевле 35 рублей.
И теперь я думаю, если между двумя поездами нет никакой разницы, почему мы должны платить на 40 процентов больше? И почему железная дорога, попирая все рамки приличий, берет за предварительную продажу билетов комиссионный сбор - около 80 рублей? Мы итак оплатили за месяц вперед не оказанную нам услугу. И вообще, каким документом регламентируется присвоение поезду звания фирменного? Оказывается, это "ОСТ32-24-93. Стандартизация в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах". Документ почти секретный. В местном центре научно-технической информации, гордящемся своими фондами, этого документа не оказалось. Порекомендовали обратиться к разработчику - всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта. Москва далеко. В интернете же этот документ предоставляют только за деньги.
Воспользовавшись бесплатными услугами Сети, я все-таки выяснила, какими бывают настоящие фирменные поезда. К примеру, на обновление одного состава фирменного поезда Куйбышевской магистрали "Жигули" (Самара-Москва) дорога потратила около 13 миллионов рублей. Вагоны "Жигулей" окрашены специальным полимерным покрытием. Благодаря особой прочности эмали, состав будет выглядеть новым минимум в течение пяти лет. В "Жигулях" полностью обновлены интерьеры вагонов. Специально для этого дорога провела тендер среди крупных дизайнерских фирм Поволжья. В новом образе фирменного поезда превалирует сине-голубая палитра. Во всех вагонах заменены пластиковые стеновые панели, половое покрытие, обивка на полках, двери и раскладные столики. В едином стиле, как того требует стандарт, выполнено постельное белье фирменного поезда и занавески на окнах. Так же в корпоративной цветовой гамме представлена новая форменная одежда проводников "Жигулей".
А что же в приличных местах происходит с такими лже-фирменными поездами, как "Демидовский экспресс"? Два года назад транспортная прокуратура Чувашской республики, проверив фирменный поезд Чебоксары - Москва - Чебоксары выявила в его содержании грубые нарушения законности. Этот фирменный поезд частично состоял из вагонов-"ветеранов" 1985, 1984, 1983 годов. Не соответствовало категории поезда и обслуживание пассажиров. Замусоренные окурками тамбуры вагонов, небрежная уборка, сажа на подоконниках стали основанием для привлечения к административной ответственности за нарушение санитарных правил нескольких проводников станции Канаш Горьковской железной дороги. Пассажир здесь не получал даже гарантированного минимума услуг, куда входят застилание и уборка постели проводниками, выдача постельного белья в индивидуальном пакете. В туалетах отсутствовал полный набор необходимых принадлежностей. Регулярно и своевременно не выполнялись мероприятия по дезинсекции, дезинфекции и дератизации. По выявленным фактам нарушений один работник Чебоксарского резерва проводников был освобожден от занимаемой должности и два привлечены к дисциплинарной ответственности.
Блуждая в Сети, я познакомилась с газетой Свердловской железной дороги "Путевка". Хорошая газета. Полезная. В номере от 18.06.04 можно прочитать материал под названием "Мы будем бороться за пассажира", где рассказывается о встрече начальника Свердловской железной дороги Шевкета Шайдуллина с екатеринбургскими журналистами. "Реформирование железнодорожной отрасли, создание ОАО "РЖД", естественно, дало толчок более качественной организации пассажирских перевозок. Было подчеркнуто, что пассажирские перевозки - это потенциально эффективная сфера бизнеса. Необходимо от идеологии "вывоза" пассажиров перейти к идеологии качественного удовлетворения спроса клиентов, развития конкурентоспособности железнодорожного транспорта, повышения стандарта комплекса оказываемых услуг. Характерно, что каждый фирменный поезд имеет в оформлении местный колорит, так сказать, собственное лицо". Вот тут я соглашусь с господином Шайдулиным, "Демидовский экспресс", находящийся в ведении Свердловской железной дороги, действительно имеет собственное лицо, только я бы назвала это не лицом, а, простите, мордой.